***

Поиск по сайту:

  


***

Внимание!
Голосуем за этот сайт!
Просто щелкните по кнопке.
Заранее спасибо!




(Голосовать можно один раз в неделю)

Изящное искусство остановок

Джон Лиддиард

Некоторые дайверы их делают, а некоторые – нет. Я имею в виду декомпрессионные остановки. Те, кто их не делают, могут стать чрезмерно осторожными, а те кто делают – расслабиться. Джон Лиддиард размышляет над различными аспектами декомпрессионных остановок.

Иногда я прихожу в изумление от того, что некоторые дайверы не получают ДКБ. Взять, к примеру. Мое первое погружение на атолле Бикини. Судно было оснащено трехуровневой декомпрессионной трапецией, с параллельными перекладинами на 9, 6 и 3 метрах и подачей декомпрессионной смеси с поверхности к перекладинам на 6 и 3 метрах.

Как ни смотри, маловероятно, что вам удастся найти более комфортные условия для прохождения длительных остановок. Так что же так изумило меня?

Ну, некоторые дайверы никогда до этого не осуществляли настоящего декомпрессионного погружения. Но все они сказали, что погружались таким образом неоднократно. Они прокрадывались в зону «последнего предупреждения» своих американских компьютеров, и смотрели, как график возвращался от красного поля к желтому, а затем и к зеленому в то время, как они делали многоуровневые погружения вдоль рифовой стены в Карибском море. Но делали ли они когда-нибудь настоящие декомпрессионные остановки? Они не были неопытными дайверами, но идея плавного всплытия, с поддержанием постоянной скорости, а затем поддержания определенной глубины на протяжении остановки была им абсолютно чужда.

Этого не было в их обучении и подготовке. Они никогда не видели, как кто-то делал что-либо подобное. Они никогда не общались с дайверами, регулярно совершающими декомпрессионные погружения, и тем более никогда не совершали их сами.

Трапеция превратилась в спортивную площадку. Добравшись до девятиметровой перекладины, они начали играть в чехарду, выписывать круги и восьмерки между перекладинами. Но самое смешное, что все они пережили все это без симптомов. После получения ряда советов, на последующих погружениях они вели себя более приемлемо.



В других случаях я видел дайверов, которые все делали правильно, следовали довольно консервативным профилям, и при этом попадали в барокамеру. У некоторых могут наблюдаться предрасполагающие факторы, такие как PFO [не заросший клапан в сердце], но у других – ничего подобного не было. Никакой справедливости не существует. Не важно, насколько хорошо ты себя ведешь, всегда есть шанс, что это произойдет и с тобой. Это просто один из рисков, которые мы вынуждены принимать на каждом конкретном погружении.

Я не стану рассказывать вам о признаках, симптомах и лечении. Эта работа, более подходящая для медицинских экспертов. Я не стану утверждать, что какая-то процедура позволит полностью устранить риск; это было бы чрезвычайно безответственно. Я решил посвятить эти страницы хорошим практикам планирования и осуществления декомпрессионных погружений.

Очень просто взять за привычку полагаться на то, что компьютер покажет вам пару минут декомпрессии, и обходиться при этом безо всякого предварительного планирования. Привычка будет «растягиваться», и наконец вы будете также буднично относиться к получасовым, или даже более длинным остановкам.

В какой то момент пересекается граница приемлимого риска. Если вы вылетаете на поверхность, пропустив всего минуту декомпрессии – врядли это приведет к каким-либо серьезным последствиям. Однако, если вы пропустите 60 минут декомпрессии – перспективы будут значительно мрачнее.

Главное, о чем необходимо помнить во время декомпрессионного погружения – что вы находитесь в виртуальной надголовной среде. В затопленном судне или пещере, камень или сталь мешают вам прямиком отправиться на поверхность. В ходе декомпрессионного погружения, физиология дайвера не позволяет ему так поступать, даже если что то пошло совсем не так, как хотелось бы.

Все дело в трезвой оценке рисков, и составлении резервных планов (я повторяю об этом во всех своих материалах). Какая степень риска приемлема, какие возможные ситуации необходимо учесть – все это является личным выбором, но к каким бы заключениям вы ни пришли, по крайней мере вы должны понимать, во что вы ввязываетесь.

Отсутствие запаса газа, необходимого для проведения требуемых остановок многократно появлялось на страницах отчетов о несчастных случаях. Так что необходимо начать с газового планирования. Измерьте ваш Расход Газа на Поверхности (SAC), и используйте его каждый раз, для расчета необходимого для данного погружения запаса газа.

Я не стану углубляться в детали расчета. Если вам нужно освежить знания, тогда поройтесь в стопке старых журналов “Diver” или поищите на сайте www.divernet.com следующие статьи Breathe Easy (June 2001) и Bail-out in the Balance (January 2003).

Рассчитав основной объем газа, подумайте о возможных непредвиденных ситуациях. Что произойдет, если погружение будет чуть глубже или дольше? Что делать, если сломается регулятор? Что делать, если нагрузка будет больше запланированной, и дайвер израсходует больше газа?



Принятое спелео подводниками правило третей является разумной точкой отсчета, но не обязательно, что таких резервов вам будет достаточно. Если вы возьметесь рассчитывать планы длинных погружений, вы можете прийти к ситуации, когда резерв, рассчитанный по правилу третей, может оставить дайвера в ситуации, когда он выжмет из баллона последний вдох газа, и все еще будет оставаться под водой.

Рассчитав базовый план, следующий шаг – продумать план в обратном порядке, и рассчитать, при каком давлении в баллонах будет необходимо начать всплытие, учитывая различные экстренные ситуации.

Всплытие должно быть начато при выполнении одного из двух условий (какое бы ни было выполнено первым): достигнут предел запланированного донного времени, или давление в баллоне приблизилось к критическому уровню.

При использовании компьютера, и таблиц в качестве резерва, подобные расчеты позволят вам рассчитать, сколько минут декомпрессии можно позволить аккумулировать компьютеру, прежде чем начать всплытие.

Некоторые дайверы будут оспаривать это утверждение, но таким образом можно увеличить донное время – если газовые резервы все еще в порядке, и общее время остановок на компьютере не превышает рассчитанного критического количества минут. Конечно, при этом возникает дополнительный риск – если компьютер сломается после того, как рассчитанное время было увеличено, подготовленные таблицы вам уже не помогут.

Одна из наиболее забавных вещей, связанных с составлением резервных планов состоит в том, что некоторые сценарии, такие как поломка регулятора, учитываются постоянно, в то время как другие постоянно игнорируются. Сколько дайверов носят с собой запасную маску, на случай если основная будет сломана или потеряется? Я должен признаться, я не ношу, но другие дайверы – носят.

Существуют ситуации, которые учесть значительно труднее. Что делать, если сломается молния сухого костюма? Компенсатор плавучести или крыло, используемые дайвером, должны обладать достаточной подъемной силой, чтобы компенсировать увеличившуюся массу, но это не помогает согреться. Видеофильм «The HSE Dive Safely» показывает именно такое происшествие, и его печальные последствия. Если у вас нет этой кассеты – постарайтесь приобрести ее.

Некоторые вещи настолько будничные, что мы практически не задумываемся о них при оценке рисков. Всплытие в толще воды, без визуального ориентира, несет два фактора риска: сложность поддержания точного контроля глубины и скорости всплытия, и опасность быть унесенным и быть потерянным по достижении поверхности.

Простой буек решает обе проблемы, и является одним из предпочтительных методов всплытия для большинства дайверов, которым предстоит значительная декомпрессия.



Существуют исключения. Там где дайверы, использующие буйки, могут быть унесены течением в опасную зону, предпочитают использовать линь, закрепленный между дном (объектом) и большим буем на поверхности. А когда остановки становятся слишком длинными, капитаны судов часто предпочитают поддерживать постоянный контакт с дайверами – тогда они проходят декомпрессию на спусковом конце или декомпрессионной трапеции.

Оба последних варианта требуют хороших навыков навигации, позволяющих вернуться к точке крепления спускового конца (это может потребовать использования катушки).

Висение на спусковом конце в условиях течения, и волн может привести к возникновению у дайвера декомпрессионных проблем. Последний раз, когда я оказался в подобной ситуации (этот метод был основным в той местности), у моего напарника проявились признаки ДКБ плечевого сустава.

Вместо того, чтобы висеть напрягая одну руку, я предпочитаю висеть, легонько держась за линь обеими руками, что позволяет оставаться моим рукам расслабленными. Я часто пользуюсь этим же методом, вися на буйке во время остановок.

Если на спусковом конце соберется несколько дайверов, становиться довольно тесно. Одним из возможных решений является Join Line (2 метровый кусок линя с крючком или карабином на одном конце, и петлей – на другом). На остановке, один конец Join Line крепиться к ходовому концу, другой – к снаряжению – это оставляет руки свободными и расслабленными, не создавая опасности ДКБ плечевых или локтевых суставов.



Join lines обеспечивают дайверам некоторую степень свободы, но вокруг ходового конца по-прежнему может быть довольно тесно. Декомпрессионная трапеция состоит из одной или более перекладин, висящих на глубинах остановок, между парой больших буев. В начале погружения, один край трапеции прикрепляется к спусковому концу при помощи карабинов.

В условиях течения, трапеция может быть отсоединена от спускового конца, и дрейфовать свободно, хотя это и приводит к возникновению другой проблемы. Каким образом последний поднимающийся дайвер, может понять, что именно он – последний, и что он должен отцепить трапецию?



Последняя пара дайверов может начать погружение позднее всех остальных, так чтобы все точно уже оказались на трапеции в момент, когда они начнут всплытие. Практически идеально, но что произойдет, если они начнут всплытие раньше, чем было запланировано?



Второй способ – каждый дайвер пишет свое имя на табличке, которая прикрепляется у основания трапеции. По пути наверх, каждый дайвер снимает табличку со своим именем. Но периодически дайвер забывает отцепить бирку.



Трапеция обеспечивает множество преимуществ. Если все дайверы находятся в одной точке, вместе – в случае возникновения проблем им значительно проще оказывать помощь друг другу. Судно может оставаться около трапеции, «отгоняя» другие суда, которые могли бы подойти слишком близко к дайверам.



Так же трапеция позволяет разместить дополнительные средства обеспечения безопасности: разместить резервные баллоны, или даже провести газ с поверхности.

Включение в план более глубоких чем стандартные, остановок, может значительно снизить риск возникновения ДКЗ.

Большинство декомпрессионных моделей основывается на наборе «групп тканей», в которых и происходит процесс насыщения и рассыщения газов. Один из способов расчета глубоких остановок осуществляется через градиент рассыщения тканей. Если ваше фамилия не Эйнштейн, это не может быть эффективно рассчитано вами в уме, но вполне легко рассчитывается планировщиком погружений или компьютером.

Другой метод расчета глубоких остановок, также требующий компьютерных вычислений, основывается на отслеживании роста пузырьков. Оба этих метода могут либо служить основой декомпрессионных моделей, либо применяться в комбинации со стандартными моделями.



Единственный метод, которым можно воспользоваться «на лету» как правило называется «методом Пайла». Называется он так в честь дайвера, придумавшего правило расчета: подняться на половину глубины между максимальной глубиной и первой обязательной остановкой, и пробыть там две минуты; и повторять эту операцию до тех пор, пока расстояние до первой требуемой остановки не будет меньше 10 метров.

Этот метод умозрителен, но показал себя надежным и действенным.



Хотя это отлично работает с любым дайверским компьютером, используя подобный метод выводит вас за пределы любого комплекта таблиц, не учитывающего использования глубоких остановок. Поэтому, если вы погружаетесь, основываясь на таблицах, безопаснее всего суммировать время глубоких остановок со временем, проводимым на дне.















Дайверы, плывущие под буйком.









На декомпрессионной трапеции – дайвер справа дышит декомпрессионным газом, подаваемым с поверхности.





ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ



Правило третей пришло от спелео подводников, которые в экстренной ситуации не могут просто всплыть на поверхность. Оно требует расхода 1/3 по пути внутрь пещеры, 1/3 по пути наружу, а 1/3 остается резервом.



При использовании спаренных баллонов, если в любой точке погружения произойдет поломка одного из регуляторов, в любом баллоне должно быть достаточно газа, чтобы выйти из пещеры.



Дайверы, погружающиеся в открытой воде, обычно используют в ходе погружения 2/3 газа, оставляя 1/3 в качестве резерва. В ходе погружений, требующих длительных декомпрессионных остановок, это не всегда обеспечивает нужды дайвера в экстренных ситуациях.





22 ПОДСКАЗКИ ПО ДЕКОМПРЕССИОННЫМ ПОГРУЖЕНИЯМ



ПОДГОТОВКА



Убедитесь, что груза подобраны правильно. Вы должны сохранять нейтральную плавучесть на глубине 3 метров, при почти пустых баллонах.



Практикуйтесь на мелководье. Декомпрессионное погружение – не лучшее время для испытания новых конфигураций снаряжения или техник.



Рассчитывайте ваше декомпрессионное расписание, даже если погружаетесь с использованием компьютера. Учитывайте при расчетах глубокие остановки



Составляйте планы на случай непредвиденных случаев: более глубокое погружение, поле долгое погружение, большее физическое напряжение, поломки снаряжения.



Рассчитывайте необходимые запасы газа. Убедитесь, что газов хватит на все возможные экстренные ситуации. Используйте правило третей как отправную точку, но помните – оно может не покрыть все потребности.



ПЕРЕД ПОГРУЖЕНИЕМ



Пейте много воды. Каким бы не было погружение не ныряйте с похмелья.



Проверьте, что все работает.



Проверьте ваши газы, сверьтесь с планом. Проверьте точность смесей.



В ХОДЕ ПОГРУЖЕНИЯ



Следите за расходом газа, глубиной и временем, постоянно сверяйтесь с планом. Будьте готовы начать подъем раньше времени, если план окажется превышен по любому параметру.



Любой дайвер может принять решение о прекращении погружения.



Если что-то не так, ОСТАНОВИТЕСЬ, ПОДУМАЙТЕ, и только потом ДЕЙСТВУЙТЕ. Не позволяйте скоропалительным паническим решениям привести вас к неверным реакциям.



Оставьте немного времени на начало всплытия.



ВО ВРЕМЯ ВСПЛЫТИЯ



Всплывайте с постоянной скоростью, предписываемой планом. Если вы приходите на остановку с опозданием, считайте эту задержку частью донного времени.



Делайте глубокие остановки, даже если ваш компьютер их не требует.



Поддерживайте на всех остановках нейтральную плавучесть.



Следите за глубиной ваших остановок. Не поднимайтесь на меньшую глубину. Но также помните, что если вы будете находиться глубже, процесс декомпрессии может замедлиться.



Поддерживайте горизонтальное положение в воде.



Очень аккуратно, делайте упражнения. Необходимо поддерживать циркуляцию крови.



ПОСЛЕ ПОГРУЖЕНИЯ



Если вы используете смесь с высоким содержанием кислорода, оставайтесь на ней, пока ожидаете лодку, пока поднимаетесь по трапу, и несколько минут на борту.



Пейте много воды.



Избегайте значительных физических нагрузок.



Следите, не возникнут ли у вас, или вашего напарника, признаки ДКБ.





Dirver Quest
Перевод: Кирилл "CELT" Егоров

 www.decostop.ru

Вернуться назадд



Вступайте в нашу группу Вконтакте


***

Все разделы сайта
регулярно пополняются

***

На сайте:

более 5800 фото в разделах:

мои фотоотчеты

фото занятий по дайвингу в СК "Родина"

фото подводной охоты

детский дайвинг

фото моих учеников

фотогалерея

*

6 видео:

Смотреть видео про дайвинг

*

Более 220 статей

на тему дайвинга

*

Смотрите также:

Тайский бокс в Кирове