***

Поиск по сайту:

  


***

Внимание!
Голосуем за этот сайт!
Просто щелкните по кнопке.
Заранее спасибо!




(Голосовать можно один раз в неделю)

Проблемные ситуации

Джон Лиддиарт

В соответствии с законом Мерфи, если навыки, изученные вами в ходе базового обучения, и реальные непредвиденные ситуации, с которыми вы столкнулись при погружении, совпали – вам повезло! По мнению Джона Лиддиарта, у вас есть десять секунд на то, чтобы найти решение. Десять, девять, восемь…



Вторая ступень вашего регулятора под водой распалась на части.



Начнем с чего-нибудь экстремального.

Стандартное решение, диктуемое базовой подготовкой, – перейти на «октопус» вашего напарника и немедленно начать всплытие. Но Ричард и Шейла, начинающие дайверы, выбрали иной путь.

Этот случай произошел задолго до того, как «октопусы» стали стандартным элементом снаряжения. Описываемая пара сделала восемь погружений или около этого в процессе обучения на степень дайверов BSAC третьего класса. Они считались достаточно опытными и обладающими хорошими навыками, так что им позволили совершить погружение вместе и без сопровождения – это было погружение на небольшой глубине на рифе Поскеррис.

На дальней стороне рифа вторая ступень регулятора Шейлы, недавнее приобретение клуба, распалась на части. Запорное кольцо оказалось незатянутым, и во время выдоха крышка и мембрана выпали…

Оставаясь невозмутимыми, пара приступила к дыханию через один регулятор, одновременно собирая выпавшие детали. Затем они собрали регулятор и затянули запорное кольцо, используя нож. Дайв был завершен в соответствии с планом.

С другой стороны, некоторые спелеоподводники намеренно вынимают стопорные штифты из навинчивающихся крышек вторых ступеней своих регуляторов. Это позволяет им разобрать вторую ступень прямо под водой, если им необходимо вычистить ил или песок.

Залип клапан поддува вашего компенсатора плавучести.

Одна из более легко разрешимых проблем. Иногда проблему можно решить, просто отсоединив и вновь присоединив шланг поддува. Если это не помогает, просто отсоедините шланг и поддувайте компенсатор ртом. В конце концов, именно так все и делали 20 лет назад!

Заело клапан сухого гидрокостюма

Чуть более сложная ситуация. Попробуйте следующее: отсоединение и подключение шланга может прочистить клапан.

Вы также можете не подсоединять шланг поддува к костюму и использовать для контроля плавучести ваш компенсатор плавучести, но обжим может причинять боль. Частичное решение проблемы – поддуть ваш костюм, выдыхая под манжеты на запястьях.




Чтобы получить доступ к манжету, вам потребуется ослабить ремешки всех приборов, и подвернуть перчатку. Вместе с воздухом в костюм попадет немного воды, но это может быть предпочтительней, чем прекратить погружение. Это может быть и единственным выбором, если вы уже вышли из бездекомпрессионных пределов.

Во время всплытия вы сможете полагаться на расширение воздуха в костюме, и вам не придется его поддувать.

Шланг поддува соскочил с клапана поддува компенсатора плавучести или сухого костюма.

Обычно присоединить его обратно очень просто, но иногда клапан на конце шланга ломается, стравливая ваш драгоценный воздух с пугающей скоростью. Это может произойти после многократных отстегиваний и пристегиваний, например, при попытке справиться с заевшим клапаном сухого гидрокостюма или компенсатора плавучести.

Единственное решение – перекрыть вентиль баллона.

Если затем присоединить шланг к клапану поддува – это, скорее всего, вернет шланг поддува в нормальное состояние, и баллон снова можно будет открыть.

Конечно, это вам не поможет справиться с первичной проблемой – заевшим в открытом положении клапаном поддува.




У некоторых дайверов руки достаточно длинные, чтобы позволить им дотягиваться до спины, и поворачивать вентиль баллона… Большинство не может…

В подобной ситуации очень поможет напарник, особенно, если у вас при себе нет независимого запаса газа.

Тем не менее, если вам нужно добраться до вентиля вашего баллона, ослабьте поясной и плечевые ремни вашего компенсатора плавучести и подтолкните баллон вверх (вперед) до тех пор, пока не сможете дотянуться до вентиля. Или вы можете носить ваш баллон вверх ногами – я все собираюсь попробовать, но как-то руки не доходят.

Манжет на запястье сухого гидрокостюма порвался прямо перед погружением.

Я делал инструкторский кросс – курс PADI. Директор курса Фил отметил, что он догадался о том, что я дайвер BSAC с многолетним стажем по количеству скотча разных цветов, с помощью которого я модифицировал свое снаряжение.

Через год или около того мы оба погружались на затопленный корабль, лежащий на глубине 55 метров. Группа была смешанной, некоторые погружались с использованием тримикса, некоторые на воздухе. Фил очень много учил в последнее время и очень ждал возможности нырнуть для удовольствия.

Возвращаясь к излюбленной шутке, он заметил, что мое снаряжение обогатилось еще некоторым количеством изоляционной ленты с момента, когда мы виделись в последний раз. Затем в то время, как он надевал свой сухой костюм, латексная манжета на левом рукаве разорвалась от начала и до конца. Долгожданное погружение могло не состояться…

Но капитан извлек грязную резиновую перчатку, используемую при обработке рыбы, и эта перчатка доходила до середины руки Фила.

Мой взнос состоял из огромного мотка изоленты. Мы замотали лентой манжету и примотали ее к руке Фила. Сверху мы надели перчатку и примотали ее к рукаву костюма.

Подобные полевой ремонт довольно рискован, особенно во время глубокого погружения с длительной декомпрессией, и Фил тщательно обследовал результаты в воде перед погружением. Однако наша идея сработала, и после погружения его левая рука была суше, чем правая!

Он пообещал больше не издеваться над изоляционной лентой, по крайней мере, какое то время. Я рекомендую подобные экстренные действия только дайверам, достаточно опытным, чтобы эффективно справиться с ситуацией, если ремонт окажется неудачным.

И все же, есть более простые методы, которые могут помочь спасти погружение. В набор для ремонта велосипедных камер входят заплатки и быстро сохнущий клей – их можно использовать, чтобы за 20 минут залатать незначительный разрыв латексной манжеты.

В случае с неопреновыми манжетами, оставьте разрыв в покое – пока не сможете отдать костюм в ремонт специалистам. Просто затяните потуже ремешок компьютера над поврежденным местом.

Манжета на запястье костюма рвется под водой.

Затяните ремешок компаса или компьютера над поврежденным местом. Это похоже на наложение жгута, так что хоть я и рекомендую использовать этот метод при повреждении манжеты на руке, не стоит делать этого в случае с повреждением шейной манжеты!

Ремешок не остановит поступления воды внутрь костюма, но он замедлит его.

Если у вас множество воздуха, который можно использовать на поддув костюма, поднимите руку вверх и позвольте воздуху выходить наружу, это помешает воде проникать внутрь костюма. В противном случае держите руку опущенной вниз, чтобы не позволить воде собраться в рукаве и начать проникать в центральную часть костюма.

В любом случае поддержание давления воздуха внутри костюма на максимально высоком уровне позволит удержать воду снаружи, так что, если вы используете компенсатор плавучести для контроля плавучести, вам стоит стравить из него воздух и добавить его в сухой костюм.

Предостережение. Многие опытные дайверы не снимают грузовые пояса, прежде чем выйти на судно. Обычно, проблем не возникает, но если у вас порвана манжета сухого костюма и вы поднимете руку вверх, пытаясь подняться на борт, может произойти внезапная потеря плавучести.

Разорвалась нога сухого гидрокостюма.

Я не думаю, что кто-то решиться начать погружение в такой ситуации. Но нередко можно порвать сухой костюм, зацепившись за острый кусок металла на затопленном судне. Способ минимизировать затопление – опять же использовать стропу, затянув ее выше точки разрыва.

Если вы носите дайверский нож на ноге, проще всего убрать нож куда-нибудь еще и использовать его стропу. Если нет, используйте стропу от какого-либо другого элемента вашего снаряжения, и если больше ничего нет, попробуйте несколько раз обернуть вокруг ноги линь вашей катушки.

Все это требует времени, так что ценность всех этих методов зависит от того, сколько времени вам предстоит провести в воде. Может быть проще просто немедленно всплыть.

Ох, а вот и с молнией беда!




Надевая компенсатор плавучести, мой друг Алекс случайно зацепил петельку на замке молнии сухого костюма вентилем пони-баллона. Под водой он вытянул руку вперед и почувствовал поток холодной воды, рвущейся в костюм, – это пони-баллон расстегнул молнию! При помощи компенсатора плавучести он вернулся на поверхность.

Если что-то серьезное происходит с молнией сухого костюма, результаты, как правило, катастрофические, но иногда ломаются всего два или три зубчика в самом конце молнии.

После первого погружения четырех дневного путешествия на острова Фарн моя молния отказалась открываться больше чем на пару сантиметров. Один из зубцов сломался и застопорил ее.

Зуб вернули на место при помощи плоскогубцев, и я был извлечен из костюма. Но что же делать с оставшимися погружениями?

Риск заключался в том, что пара зубцов могла разойтись, что привело бы к полному расстегиванию молнии.

На островах Фарн лодки, как правило, находятся близко к берегу, и между погружениями можно вернуться в гавань. Я нашел клей и заклеил последний отрезок молнии. Все остальные погружения я ограничил глубинами, с которых мог легко всплыть, — на случай, если молния решит разойтись.

Если молния сухого костюма полностью расходится в то время, когда вы находитесь под водой, все что вы можете сделать – намокнуть и замерзнуть.

Ваш компенсатор плавучести должен обладать достаточным запасом плавучести, чтобы доставить вас на поверхность, если же нет – вы всегда можете перевернуться вверх ногами, используя ноги костюма в качестве подъемного устройства.

Сброс грузов – крайний метод, хотя я и слышал истории о дайверах, потерявших грузовые пояса и успешно отстоявших декомпрессионные остановки (они двигались, перебирая руками по затонувшему судну, а затем крепко держались за спусковой конец).

Теперь выскользнул баллон!

За исключением технарей, спарки которых привинчены винтами к металлическим спинкам, большинство дайверов крепят баллоны к компенсаторам плавучести за счет специального ремня шириной 50 миллиметров с пряжкой, позволяющей натягивать этот ремень и фиксировать его на баллоне. Это удобный и надежный механизм, конечно, если он использован правильно.

Проблема заключается в том, что у некоторых дайверов просматривается ментальный ступор, когда дело доходит до пропускания ремня через пряжку и фиксации механизма. Не зависимо от того, сколько раз это было показано, и тот факт, что на внутренней части большинства ремней имеются инструкции, в конце концов, такие дайверы оказываются в воде с незатянутым ремнем.

Часто ничего не происходит во время погружения, и только при выходе на судно, баллон выскальзывает и повисает на шлангах низкого давления. Но что вы можете сделать, если баллон выскальзывает под водой?

Вы можете снять компенсатор и самостоятельно все исправить, но именно здесь особенно полезно следование системе партнерства.

Если баллон вашего напарника грозит вот-вот выпасть, подплывите к нему сзади и крепко сожмите его бедра своими коленями.

Теперь обе ваши руки свободны, чтобы перетянуть баллонный ремень или даже полностью по новой и правильно пропустить его через пряжку, прежде чем застегнуть ее. Только не забудьте заранее предупредить напарника о том, что вы собираетесь делать. Если вы заметите ослабевший ремень и броситесь исправлять ситуацию, у вашего напарника могут возникнуть неправильные мысли!

Остановитесь, подумайте и действуйте. Помните о том, как важно найти решение за эти десять секунд. И если у вас возникнут новые решения для этих, а также других, неописанных здесь проблем, – дайте нам всем знать.


DiverNet
Перевод: Кирилл "CELT" Егоров

www.decostop.ru

Вернуться назад



Вступайте в нашу группу Вконтакте


***

Все разделы сайта
регулярно пополняются

***

На сайте:

более 5800 фото в разделах:

мои фотоотчеты

фото занятий по дайвингу в СК "Родина"

фото подводной охоты

детский дайвинг

фото моих учеников

фотогалерея

*

6 видео:

Смотреть видео про дайвинг

*

Более 220 статей

на тему дайвинга

*

Смотрите также:

Тайский бокс в Кирове