***

Поиск по сайту:

  


***

Внимание!
Голосуем за этот сайт!
Просто щелкните по кнопке.
Заранее спасибо!




(Голосовать можно один раз в неделю)

Скапа Флоу

Кирилл "CELT" Егоров

Существует множество мест, привлекающих дайверов со всего света. Как только речь заходит о погружениях на затонувшие объекты – количество таких мест значительно сокращается… Если же мы захотим оказаться в «железном раю», где-нибудь, где кораблей не один и не два, а МНОГО – мест таких будет меньше, чем пальцев на руках.
Одно из таких мест – Скапа Флоу, Оркнейские острова.



Здесь под водой покоятся множества кораблей, ушедших на дно за многие века (это место использовалось военными кораблями уже во времена викингов). Наиболее важны для истории становления Скапа Флоу в качестве одного из известнейших мест погружения в мире два этапа истории: Первая и Вторая мировые войны.

Первая Мировая Война

Прямо перед началом Первой Мировой войны основная база ВМФ Великобритании была перенесена в Скапу. Перед войной эта бухта была достаточно слабо защищена и беззащитна для вражеских атак.
После того, как в ноябре 1914 года немецкая подводная лодка смогла проникнуть в Скапа Флоу, оборонные системы были значительно улучшены: первоначально было затоплено 21 судно и установлены сети, преграждающие путь подводным лодкам. В 1915 году, после установки защитных минных полей, Скапа Флоу была признана базой, достаточно безопасной для размещения флота Великобритании.



В 1916 году ВМФ Великобритании вышли из Скапы для участия в битве за Ютландию. Это был последний раз в истории, когда два морских флота в полном составе столкнулись в битве, и результаты были ужасающими. Использование современного оружия оказало разрушительный эффект и отчетливо указало на то, что применявшиеся тактики морского боя устарели и не соответствуют времени. И хотя результаты битвы за Ютландию могут быть рассмотрены как ничья, выжившие с обеих сторон считали себя победителями – флот Кайзера больше уже не смог выйти в море.



Лорд Китченер

В Июне 1916 года Лорд Китченер, главнокомандующий войсками Великобритании и национальный герой, посетил Оркнейские Острова по пути в Санкт Петербург (целью его визита было убедить Императора Российской Империи продолжить участие в войне). После приема на флагмане, в ходе которого Китченер встретился с Адмиралом Джелико и прослушал его отчет о Ютландском сражении, Китченер и его штаб переправились на HMS Hampshire и вышли в море через пролив Хой.

Именно в этот день стало понятно, что идея с установлением преград из затопленных судов провалилась. В какой-то момент подводная лодка сумела проникнуть в Скапа Флоу, пройти через нее и оказаться у Бирсэй. Там лодка установила мину – мину, на которой подорвался HMS Hampshire.

Судно Ее Величества «Hampshire» затонуло практически немедленно, и лишь немногие выжившие смогли добраться до Бирсэй. Из 665 человек, находившихся на борту, выжило только 12.
После Войны в 1926 году на мысе Марвик, напротив скал Бирсэй, был установлен памятник Лорду Китченеру.

После прекращения военных действий семидесяти четырем судам кайзеровского флота было приказано перейти в Скапу и сдаться. В ноябре 1918 года они прибыли к месту назначения и следующие шесть месяцев простояли на якоре. Команды судов были весьма недовольны сложившейся ситуацией: их снабжение производилось за счет Германии, припасы шли непосредственно из Германии и они были весьма скудны. И чем скуднее становился поток припасов, тем злее становились экипажи, тем ближе они были к бунту.

В Июне 1919 года были оглашены условия заключения мира. Говорят, что Контр-адмирал Фон Рейтер, немецкий генерал, командовавший флотом, расположенным в Скапа Флоу, узнал об этих условиях со страниц «Таймс» и решил в качестве финального акта сопротивления уничтожить флот. Когда Британский флот покинул свои якорные стоянки и вышел на учения, был оглашен приказ о затоплении германских судов.

То, как немецкие боевые суда уходили в воды Скапа Флоу, наблюдала группа школьников из Стромнесс, которые пришли специально, чтобы поглазеть на корабли…



Вторая Мировая Война

В ходе Второй Мировой войны часть Британского флота базировалась в Скапа Флоу. Отсюда суда выходили для участия в Арктических Конвоях, следовавших в Мурманск.

В Октябре 1939 года, всего через месяц после объявления войны, была запланирована атака на Скапа Флоу. Ее должна была произвести подводная лодка U-47 (Бык из Скапа Флоу), находившаяся под командованием Лейтенанта Гюнтера Прина.



Гюнтер Прин

Ночью 13 Октября 1939 года подводная лодка проскользнула между Орнейским Островом и Бараньим Островом и вошла в Скапа Флоу. Сразу после полуночи в заливе Скапа был замечен HMS Royal Oak.



HMS Royal Oak

Были выпущены торпеды, и в его корпусе было пробито отверстие диаметром почти 90 см, и судно затонуло. Из команды в 1400 человек 833 потеряло жизни.

Судно HMS Royal Oak признано военной могилой, находится под охраной и ежегодно, в годовщину затопления, там проводится мемориальная служба.



Мемориал HMS Royal Oak

Вслед за этим событием, Скапа Флоу стала обороняться значительно лучше: были размещены батареи ПВО, установлены минные поля, а также затоплено еще некоторое количество судов для создания барьеров при входе в бухту. В 1940 году Уинстон Черчилль издал приказ, в соответствии с которым оборона восточной части Скапа Флоу должна была быть улучшена за счет построенных между островами бетонных дамб. Эти четыре дамбы носят имя Барьеры Черчилля.

Эти барьеры строились силами военнопленных, в основном итальянцев. Они неоднократно выражали протест, так как по их мнению это было военной работой, и, таким образом, это было нарушением Женевской Конвенции. Однако, их протесты были отклонены – в соответствии с официальным заявлением, основным предназначением этих дамб было улучшение коммуникаций.



Многие суда, затонувшие или затопленные в Скапа Флоу, были подняты. Тем не менее, дайверы имеют возможность посетить более 40 судов, а также совершить погружения у Барьеров Черчилля. Погружения на HMS Royal и Oak HMS Vanguard (судно затонуло 9 июля1917 года вследствие взрыва боеприпасов; из 1100 человек команды при взрыве и затоплении погибло 800.) могут производиться только при наличии специального разрешения от Адмиралтейства Великобритании – оба судна объявлены могилами.

www.decostop.ru

Вернуться назад



Вступайте в нашу группу Вконтакте


***

Все разделы сайта
регулярно пополняются

***

На сайте:

более 5800 фото в разделах:

мои фотоотчеты

фото занятий по дайвингу в СК "Родина"

фото подводной охоты

детский дайвинг

фото моих учеников

фотогалерея

*

6 видео:

Смотреть видео про дайвинг

*

Более 220 статей

на тему дайвинга

*

Смотрите также:

Тайский бокс в Кирове